Неточные совпадения
Глеб — он жаден был — соблазняется:
Завещание сожигается!
На десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч
душ закрепил злодей,
С родом, с племенем; что народу-то!
Что народу-то! с камнем в воду-то!
Все прощает Бог, а Иудин грех
Не прощается.
Ой мужик! мужик! ты грешнее всех,
И за то тебе вечно маяться!
Потом свою вахлацкую,
Родную, хором грянули,
Протяжную, печальную,
Иных покамест нет.
Не диво ли? широкая
Сторонка Русь крещеная,
Народу в ней тьма тём,
А ни в одной-то душеньке
Спокон веков до нашего
Не загорелась песенка
Веселая и ясная,
Как вёдреный денек.
Не дивно ли? не страшно ли?
О время, время новое!
Ты тоже в песне скажешься,
Но как?..
Душа народная!
Воссмейся ж наконец!
— Но ведь не жертвовать только, а убивать Турок, — робко сказал Левин. —
Народ жертвует и готов жертвовать для своей
души, а не для убийства, — прибавил он, невольно связывая разговор с теми мыслями, которые так его занимали.
Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. История
души человеческой, хотя бы самой мелкой
души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого
народа, особенно когда она — следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление. Исповедь Руссо имеет уже недостаток, что он читал ее своим друзьям.
— Ох, батюшка, осьмнадцать человек! — сказала старуха, вздохнувши. — И умер такой всё славный
народ, всё работники. После того, правда, народилось, да что в них: всё такая мелюзга; а заседатель подъехал — подать, говорит, уплачивать с
души.
Народ мертвый, а плати, как за живого. На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал.
Смеются вдвое в ответ на это обступившие его приближенные чиновники; смеются от
души те, которые, впрочем, несколько плохо услыхали произнесенные им слова, и, наконец, стоящий далеко у дверей у самого выхода какой-нибудь полицейский, отроду не смеявшийся во всю жизнь свою и только что показавший перед тем
народу кулак, и тот по неизменным законам отражения выражает на лице своем какую-то улыбку, хотя эта улыбка более похожа на то, как бы кто-нибудь собирался чихнуть после крепкого табаку.
И всякий
народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей
души, своей яркой особенности и других даров бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера.
— А ей-богу, так! Ведь у меня что год, то бегают. Народ-то больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а у меня есть и самому нечего… А уж я бы за них что ни дай взял бы. Так посоветуйте вашему приятелю-то: отыщись ведь только десяток, так вот уж у него славная деньга. Ведь ревизская
душа стóит в пятистах рублях.
— Извините. Я фабричных знаю-с, — продолжал он шептать. — Это —
народ особенный, им — наплевать на все, вот что! Тут один не пожелал кривить
душою, арестовали его…
Господствует банкир, миллионщик, черт его
душу возьми, разорвал трудовой
народ на враждебные нация… вон какую войнищу затеял, а вы — чаек пьете и рыбью философию разводите…
— К
народу нужно идти не от Маркса, а от Фихте. Материализм — вне народной стихии. Материализм — усталость
души. Творческий дух жизни воплощен в идеализме.
— Тело. Плоть. Воодушевлена, но — не одухотворена — вот! Учение богомилов — знаете? Бог дал форму — сатана
душу. Страшно верно! Вот почему в
народе — нет духа. Дух создается избранными.
За упокой
души несчастных
Безмолвно молится
народ,
Страдальцы — за врагов.
Сам он в глубине
души ни во что не верил и находил такое состояние очень удобным и приятным, но боялся, как бы
народ не пришел в такое же состояние, и считал, как он говорил, священной своей обязанностью спасать от этого
народ.
Эта заунывная песня полилась с тем простым, хватавшим за
душу выражением, с каким поет ее простой
народ и никогда не поют на сцене.
В глубине России, в
душе русского
народа должны раскрыться имманентная религиозность и имманентная мораль, для которой высшее божественное начало делается внутренне преображающим и творческим началом.
И такое отношение будет вполне согласным с
душой русского
народа, великодушной, бескорыстной и терпимой, дарящей, а не отнимающей, которой все еще не знают славяне, так как она закрыта для них нашей не народной государственной политикой.
Воспоминание об этой борьбе оставило в
душах обоих
народов след столь глубокий, что и сейчас трудно от него освободиться.
И думается, что для великой миссии русского
народа в мире останется существенной та великая христианская истина, что
душа человеческая стоит больше, чем все царства и все миры…
Вся духовная энергия русского человека была направлена на единую мысль о спасении своей
души, о спасении
народа, о спасении мира.
Нужно полюбить
душу России и интимно узнать ее, чтобы виден был русский сверхнационализм и русское бескорыстие, неведомые другим
народам.
Другие
народы немец никогда не ощущает братски, как равные перед Богом, с принятием их
души, он всегда их ощущает, как беспорядок, хаос, тьму, и только самого себя ощущает немец, как единственный источник порядка, организованности и света, культуры для этих несчастных
народов.
Русский
народ должен искупить свою историческую вину перед
народом польским, понять чуждое ему в
душе Польши и не считать дурным непохожий на его собственный духовный склад.
Женственность Розанова, так художественно переданная, есть также женственность
души русского
народа.
Я верю, что бессознательно славянская идея живет в недрах
души русского
народа, она существует, как инстинкт, все еще темный и не нашедший себе настоящего выражения.
Исторический период власти пространств над
душой русского
народа кончается.
Душа России может полюбить
душу Польши, другого великого славянского
народа, и от этого она будет еще более самой собой.
Идейность в политике связана с духовным углублением личности, с воспитанием
души целого
народа, с сознанием великой ответственности, а не с упрощением и схематизацией сложной исторической жизни.
Польский же
народ должен почувствовать и понять
душу России, освободиться от ложного и дурного презрения, которому иной духовный склад кажется низшим и некультурным.
Душа русского
народа никогда не поклонялась золотому тельцу и, верю, никогда ему не поклонится в последней глубине своей.
Но необъятные пространства России тяжелым гнетом легли на
душу русского
народа.
Гибель
народу без слова Божия, ибо жаждет
душа его слова и всякого прекрасного восприятия.
Ведь у нас
народ разбойник,
душу свою не хранят.
О царь!
Спроси меня сто раз, сто раз отвечу,
Что я люблю его. При бледном утре
Открыла я избраннику
душиЛюбовь свою и кинулась в объятья.
При блеске дня теперь, при всем
народеВ твоих глазах, великий Берендей,
Готова я для жениха и речи
И ласки те сначала повторить.
С той минуты, как исчез подъезд Стаффорд Гауза с фактотумами, лакеями и швейцаром сутерландского дюка и толпа приняла Гарибальди своим ура — на
душе стало легко, все настроилось на свободный человеческий диапазон и так осталось до той минуты, когда Гарибальди, снова теснимый, сжимаемый
народом, целуемый в плечо и в полы, сел в карету и уехал в Лондон.
Апостол-воин, готовый проповедовать крестовый поход и идти во главе его, готовый отдать за свой
народ свою
душу, своих детей, нанести и вынести страшные удары, вырвать
душу врага, рассеять его прах… и, позабывши потом победу, бросить окровавленный меч свой вместе с ножнами в глубину морскую…
Такова судьба всего истинно социального, оно невольно влечет к круговой поруке
народов… Отчуждаясь, обособляясь, одни остаются при диком общинном быте, другие — при отвлеченной мысли коммунизма, которая, как христианская
душа, носится над разлагающимся телом.
В их решении лежало верное сознание живой
души в
народе, чутье их было проницательнее их разумения. Они поняли, что современное состояние России, как бы тягостно ни было, — не смертельная болезнь. И в то время как у Чаадаева слабо мерцает возможность спасения лиц, а не
народа — у славян явно проглядывает мысль о гибели лиц, захваченных современной эпохой, и вера в спасение
народа.
Довольно мучились мы в этом тяжелом, смутном нравственном состоянии, не понятые
народом, побитые правительством, — пора отдохнуть, пора свести мир в свою
душу, прислониться к чему-нибудь… это почти значило «пора умереть», и Чаадаев думал найти обещанный всем страждущим и обремененным покой в католической церкви.
Улиту раздели и, обнаженную, в виду собранного
народа, разложили на рогоже. Семен засучил рукава. Раздался первый взмах нагайки, за которым последовал раздирающий
душу крик.
Еще в прошлом году, когда собирался я вместе с ляхами на крымцев (тогда еще я держал руку этого неверного
народа), мне говорил игумен Братского монастыря, — он, жена, святой человек, — что антихрист имеет власть вызывать
душу каждого человека; а
душа гуляет по своей воле, когда заснет он, и летает вместе с архангелами около Божией светлицы.
Все это опять падало на девственную
душу, как холодные снежинки на голое тело… Убийство Иванова казалось мне резким диссонансом. «Может быть, неправда?..» Но над всем преобладала мысль: значит, и у нас есть уже это… Что именно?.. Студенчество, умное и серьезное, «с озлобленными лицами», думающее тяжкие думы о бесправии всего
народа… А при упоминании о «генералах Тимашевых и Треповых» в памяти вставал Безак.
— Вот ращу дочь, а у самого кошки на
душе скребут, — заметил Тарас Семеныч, провожая глазами убегавшую девочку. — Сам-то стар становлюсь, а с кем она жить-то будет?.. Вот нынче какой
народ пошел: козырь на козыре. Конечно, капитал будет, а только деньгами зятя не купишь, и через золото большие слезы льются.
Русский
народ есть в высшей степени поляризованный
народ, он есть совмещение противоположностей [Я это выразил в старом этюде «
Душа России», который вошел в мою книгу «Судьба России».].
Очень русской была у них та идея, что складу
души русского
народа чужд культ власти и славы, которая достигается государственным могуществом.
В
душе русского
народа есть такая же необъятность, безгранность, устремленность в бесконечность, как и в русской равнине.
Мужественный дух немецкого
народа должен овладеть женственной
душой русского
народа.
Очень сильна в русском
народе религия земли, это заложено в очень глубоком слое русской
души.
Зверский обычай порабощать себе подобного человека, возродившийся в знойных полосах Ассии, обычай, диким
народам приличный, обычай, знаменующий сердце окаменелое и
души отсутствие совершенное, простерся на лице земли быстротечно, широко и далеко.
В них найдешь образование
души нашего
народа.